Денис Демахин (denis_demakhin) wrote,
Денис Демахин
denis_demakhin

Categories:

Обзор "Додо книга. Как прыгать выше головы, ловить волну, двигать горы и менять мир", 2017



Книга скорее мотивирующая, чем образовательная. Она микроскопическая, и с очень легким слогом. Всю ее можно охарактеризовать одним словом - энтузиазм.

Чего добились

Первая пиццерия была открыта в 2011 году. В 2016 году сеть стала лидером РФ по количеству пиццерий.


Фёдор Овчинников, основатель

Кстати, книгу написал не он.

В чем главный смысл

Ни в чем. В книге нет никакого перечня принципов или шагов. Они просто писали о том, как работают. И книга действительно передает какую-то энергетику, заряд одухотворенности и сознательности.

Хоть авторы, главный смысл красной нитью и не озвучивали, я всё же взял и синтезировал его сам:

Они действовали очень неэффективно (в хорошем смысле). Они нигде не срезали углы, нигде не халявили. Чтобы понять, о чем я говорю, лучше привести примеры:

Отказ от штрафов. Никому не падает штраф даже когда пиццу не удается доставить в течение 1 часа, и тогда по условия акции, ее нужно вручить бесплатно. Также не было штрафов и за другие ошибки и нарушения. Вообще никаких штрафов. Но за грубые нарушения правил могли уволить. Но это не означает, что сотрудники обрадовались и очень расслабились. Несмотря на отсутствие штрафов, чувство профессиональной гордости заставляло сотрудников прилагать в работе все усилия. Овчинников решил, что штрафы породят укрывательство косяков и проблем в компании. Сотрудники будут спорить с клиентами, что они доставили пиццу вовремя, и надо заплатить. Или уронив продукт на пол, не выбросят его, а положат в пиццу, чтобы стоимость этого продукта не вычли у них из зарплаты. Первое же действие абсолютно любого эффективного менеджера - сразу же обложить всё штрафами.

Маниакальное отношение к чистоте. Наводить такую чистоту очень долго, это муда, это неэффективно. Эффективный менеджер будет наводить чистоту до тех пор, пока грязь не перестанет быть заметна глазу посетителя или администратора. В Додо пицце продолжают наводить чистоту в самых далеких углах, будто ожидают к себе Елену Летучую.

Кухня за прозрачным окном, веб-камеры в прямом эфире на кухне. Чтобы мотивировать себя на соблюдение чистоты и других порядков на кухне, в Додо пицце на кухне поставили камеры, доступ к которым можно получить на сайте пиццерии. И кто был в одной из их пиццерий, знает, что там видна кухня. Это позволяет держать состояние на кухне на высшем уровне. В то время как рестораны и кафе, управляемые эффективно, стремятся во что бы то ни стало спрятать кухню, и ни за что в жизни никому не показывать, в каких условиях они готовят еду. Так можно работать в более удобном и комфортном режиме, забив за многие правила. Сэкономить на этом деньги и силы. Очень эффективно.



Информационная открытость бизнеса. В Додо прозрачная не только кухня, но и весь бизнес. Овчинников пишет свой блог про работу компании, где очень детально делится всеми своими наработками и состоянием дел в компании. Также, какое-то время действовала программа стажировок, где другие бизнесмены могли прийти и изучить, как всё устроено. Позже эту программу свернули, т.к. она отнимала слишком много времени у сотрудников.

Такая открытость создает компании сильную рекламу, а также позволяет получать обратную связь о работе компании. Множество критики или советов, что помогает совершенствоваться. Другим бизнесам это позволяет тоже усиливать свое развитие. Вообще, я очень рад, что существуют такие прозрачные компании. Они двигают мировой прогресс вперед.

Эффективные менеджеры всегда всё засекречивают, напускают максимум тумана. Во-первых, чтобы не помогать конкурентам. Во-вторых, чтобы меньше вопросов было к их работе. У них есть фантик. Красивый фасад. А что происходит внутри, как достигаются показатели - это никого касаться не должно. С виду всё безупречно. А если что-то увидит, как всё устроено внутри - это дополнительный головняк, которого можно не иметь.

В старой советской книжке об оптимизации производства, я прочитал мнение коммунистов, почему они считали, что победят капиталистов. Потому что промышленникам в социалистической стране нечего друг от друга скрывать. Это совокупность дружественных единиц. Они активно транслируют между собой самые передовые наработки, что ускоряет общий прогресс. В то время как капиталистическая промышленность рассматривалась как совокупность враждующих единиц, которые в лучшем случае не помогают друг другу (всё засекречивают), а в худшем - вредят. Это ведро с крабами, которые мешают друг другу выбраться.

Додо пицца объединила в себе преимущества обеих систем с точки зрения общего прогресса всех компаний. В ней есть и здоровая конкуренция с другими компаниями, которая двигает Додо вперед, но есть также и полная открытость, которая двигает вперед всех остальных.

Верить всем клиентам на слово. Если есть какая-то жалоба на пиццу - отдать пиццу бесплатно. Если разлили напиток - налить другой бесплатно. Верить клиенту на слово до тех пор, пока не появится железных доказательств его лжи. Знатоки говорили, что так пиццерия разорится, т.к. на нее накинутся мошенники и прощелыги всех мастей. Но в реальности это очень сильно подняло лояльность клиентов к сети пиццерий. Эффективный менеджер никогда не пойдет на такие меры. Ничего бесплатного он не даст. Т.к. в его понимании за этим бесплатным с завтрашнего же дня придут 100% клиентов. Будут жаловаться на что-то несущественное в пицце, чтобы получить ее бесплатно. И пиццерия закроется.

Иди в гембу. В Додо пицце есть "День директора". Это когда директор весь день работает на точке вместо кассира, повара или уборщика. В этом процессе участвует даже основатель бизнеса - Овчинников. Это позволяет им понимать насущные проблемы, происходящие на передовой, улучшать процесс. В американских компаниях так никогда не делают. Даже в японских компаниях перестали ходить на гембу. В понимании эффективного менеджера этим действием мы добиваемся того, что сотрудник, получая зарплату директора, работает кассиром. Дорогой кассир получается. А вот в кресле директора он гораздо больше пользы компании принесет. А кроме того, это разрушит так любовно выстраиваемую дистанцию между начальником и подчиненными. И как только подчиненные решат, что начальник такой же человек, как и они - сядут на шею, начнут опаздывать, и т.д., и делать фамильярные отговорки типа "ну че ты начинаешь?)". Ну а основатель компании так и вообще не для того бизнес открывал, чтобы на кассе стоять. А Додо пицца действует неэффективно, и является лидером по количеству пиццерий.

Есть еще крутые штуки, которые неэффективными не назвать

Тотальная сквозная цифровизация

В Додо пицце, как и в большинстве нормальных организаций, есть своя электронная система управления. В книге ее назвали аж искусственным интеллектом. У нее озвучка женским голосом и имя Оленька.

Оленьку в книге сравнивают аж с самим Джарвисом, искусственным интеллектом из фильма "Железный человек".



Она вмещает в себя всю информацию компании. Знает про каждый заказ, следит за сроками, и сообщает голосом, когда нужно ускориться с изготовлением пиццы по каждому конкретному заказу. Следит за количеством и сроками годности продуктов, с целью оперативного перезаказа, но и минимизации запасов. Обновляет меню сразу всех пиццерий одновременно. В ней ведется табель работы всех сотрудников.

Рейтинг качества и сеть тайных покупателей

Ну конечно же, параллельная ветвь управления есть и тут. Это сеть тайных проверяющих по видом обычных покупателей. Они приходят, всё осматривают, выставляют баллы по десяткам параметров, из чего складывается рейтинг пиццерии. И если в пиццерии что-то пошло не так (перестали делать уборку, стали неправильно готовить), это становится очень быстро заметно, и управляющему приходит электронное письмо, где написано, что если через пол года рейтинг пиццерии не повысится до определенного значения, пиццерия будет закрыта. И руководителю с низким рейтингом пиццерии запрещается открывать новые пиццерии, пока не поднимется рейтинг пиццерии с "черной меткой".

Эта система преподносится в книге не как карательный орган, а как то, что помогает увидеть свои косяки, и исправить их. На основании низкого рейтинга никого не штрафовали. Наоборот, спрашивали, в чем причина неблагополучия. Могли перенаправить в помощь опытных сотрудников, которые помогут восстановить правильную работу.

Вывод

Когда эта книжка попадает в скопище эффективных менеджеров, то они берут из нее только принцип "Минус один", и больше ничего. А по поводу примеров неэффективности, которые я перечислил, думают "Ну вот тут можно было еще эффективнее сделать, чем они сделали." Например, спрятать от глаз кухню.

Я верю, что у Овчинникова всё так и происходило, как описано в книге.

Единственное плохое, что я слышал о Додо пицце как о компании - так это то, что там крайне низкие зарплаты. Но это такой бизнес, низко-маржинальный. Это позволяет не поднимать цену на пиццы, которые все покупают.

В целом, я очень симпатизирую этой компании в плане устройства бизнеса. Заходишь к ним в пиццерию, рассматриваешь всё, читаешь все надписи, и прямо очень приятно, что всё хорошо организовано и продумано.

Оценки:
Повышение общего кругозора: 3/5
Практическая польза: 2/5
Драйв при прочтении: 5/5

Если вы хотите, чтобы я прочитал вашу книгу, вот условия: Резюме блога, рекламные услуги





Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments