Денис Демахин (denis_demakhin) wrote,
Денис Демахин
denis_demakhin

Обзор "Гайдзин на службе в Mitsubishi. Японский менеджмент глазами европейца", 2008, Найал Муртаг

Книга о том, как европеец 14 лет проработал в японской компании, был в шоке от ее порядков, и так в итоге к ним и не привык.

Фрагмент задней части обложки:





Вот тут - японский менеджмент глазами советского человека: "Пятнадцатый камень сада Рёандзи", 1986 г, Владимир Цветов

Хотя, нельзя забывать, что речь идет о двух совершенно разных временных срезах.

Вообще, описанное в книге весьма сильно согласуется с "пятнадцатым камнем", однако, в "гайдзине" всё усугубляется тем, что автор до событий в книге был каким-то свободным путешественником (в основном автостопом), колесил повсюду несколько лет, накапливая впечатления и занимаясь случайными заработками, а также совершил морское путешествие без какой-либо цели. Он очень похож на героя книги Ильи Стогова "Мертвые могут танцевать".

И причем тут "Духless по-японски"? (надпись на обложке). Я читал Духлесс. Ни единого сходства. Только для продаваемости приплели. "Добрая книга" эта..

Из-за того, что он - свободный путешественник и скиталец, японская компания ему кажется похожей на муравейник в плохом смысле, или даже на армию или тюрьму. Почему муравейник? Потому что муравьи одинаковые.

Ну то есть это всё равно, что отправить какого-нибудь священнослужителя смотреть баттл-рэп, а потом попросить описать, что он там видел. Картина будет слегка предвзятой.

Гайдзин - это по-японски "иностранец", причем это сокращенная, грубая форма данного слова, содержащая оттенок неприязни и дискриминации. Слово не принято к употреблению на телевещании.

В оригинале книга называется "The blye-eyed salaryman. From world traveller to lifer at Mitsubishi", что переводится "Голубоглазый служащий. От путешественника до пожизненного заключения в компании Мицубиси".

Устроился на работу

Охранник на входе выкрикивает "Доброе утро!" в лицо каждому, потому что энергичное приветствие коллег с утра - это корпоративный этикет.

В принципе, вполне верится, учитывая данное видео:


Автору выдали серый корпоративный деловой костюм (такой же как у всех), бэйджик и визитки. Расположили в офисе с открытой планировкой (open space) и крохотными столами.

После этого выдали личный номер, и сфоткали с этим номером в руках, что вызвало у него ассоциации с тюрьмой. Выдали ему корпоративные правила, в которых было регламентировано, как здороваться, как принимать визитку и как ее вручать, как кланяться (3 вида поклонов), как приветствовать иностранцев, с какими суффиксами обращаться к тем или иным должностным лицам, куда в зависимости от иерархии садиться на стул на совещании (чем ниже по иерархии тем ближе к двери), как на нем сидеть (не касаясь спиной спинки стула) и как вставать (вставать не раньше, чем встал начальник и садиться не раньше, чем сел начальник). Также, в правилах запрещалось ходить с руками в карманах, но о причине запрета автор спросить постеснялся.

"Очень важно правильно разговаривать по телефону. Во время телефонного разговора нужно сидеть прямо и не забывать улыбаться. Когда раздается звонок, всегда снимайте трубку и называйте компанию и департамент, прежде чем спросить, кто звонит. Не говорите громко, не произносите ненужных фраз, не жуйте слова, говорите ясно, четко и в уважительном тоне. Прежде чем тихо положить трубку, всегда дождитесь, пока отключится собеседник."

Однажды он сел в самое дальнее от двери место, и его отчитали:

"Мурута-Т не умеет вести себя за столом! Думает, что он уже руководитель! Давайте пересаживайтесь! Наш гость и я должны сидеть там, а не вы!"

И я не вижу тут вообще ничего странного. На что он рассчитывал?

Прибыл в корпоративное общежитие

Компактно и строго. Из перегибов только то, что пока вы на работе, ваш номер проверит смотритель общежития и в случае нарушений (бутерброд в одежном шкафу, кондиционер не на той температуре или не смененное постельное белье) заставит писать объяснительную.

Общая душевая.

Правила общежития
Запрещается есть в комнатах.
Запрещается приводить посетителей после 7 вечера.
Запрещается приводить девушек в любое время.
Запрещается шуметь после 10 вечера.
Комнаты содержать в чистоте.
Комендант должен быть проинформирован, если вы планируете провести ночь вне общежития.

В общем, он решил, что жить тут будет невыносимо, и решает снять отдельную квартиру.

Пошла работа

Каждое утро в 8:20 громкоговорители оживают и раздается музыка для зарядки. "Сержант-зануда" выкрикивает утренний призыв к упражнениям. Его энергия должна заставить почувствовать себя здоровыми, активными и готовыми встретить новый день.

Далее выкрикиваются упражнения по мере их выполнения.

Автор, и многие офисные сотрудники игнорируют это. Я удивлен. А вот рабочие на производстве выполняют все упражнения с начала и до конца, без каких-либо исключений. Это уже весьма логично.

Всё это повторяется еще и во второй половине дня, но более мягко, чем утром.

Автор игнорирует это потому что это слишком ассоциируется у него с армией. Ну а я на его месте, несомненно, присоединился бы к этому процессу.

Далее цитата автора:

"Есть еще звонки и сигналы, сообщающие, когда начинать работу, когда заканчивать и когда обедать. Я пытаюсь их не замечать, потому что не люблю, когда подобным образом меня контролируют, но сделать это непросто."

Когда автора и еще несколько людей решили перевести в какие-то другие филиалы, их собрали, начальник по очереди называл фамилию. Сотрудник вставал, кланялся, энергично произносил "Есть!" (Хай!), получал информацию, кивал и садился на место. Автор не кланялся и не кричал "Есть!", и вообще не поддерживал эту культуру.

Как ему японцы за подобные выходки только "тёмную" не устроили.. (сарказм)

Особенности карьерного роста

Точно такие же как описаны в Пятнадцатом камне. Ни единого отличия. То есть повышают за возраст и отношение к работе, а не за способности и результаты. И никогда не понижают. В связи с этой системой становится очень невыгодно увольняться и переходить в другие компании.

Тоже самое написано и про переработки: что они очень распространены. Однако, это лишь повод для гордости, а на продвижение по службе никак не влияют. Они даже предоставляют к оплате только половину сверхурочных часов, потому что если вы преданный и ответственный работник, то требовать оплату каждого отработанного часа неприлично, так не принято. Из текста достоверно не известно, но, как я понял, надбавку за переработки получают только на производстве, а в офисе - нет.

Также, пишет, что распространена "кароси", то есть смерть на рабочем месте от переутомления.

Годовая ЗП 25-летнего сотрудника составляет около 30 000 долларов. К 50 годам (если это не начальник) достигает 77 000 долларов, и уменьшается после 55 лет вплоть до пенсионного возраста, который наступает в 60 лет. Компенсации более уравнены, чем на западе. ЗП президента большой корпорации (такой как Мицубиси) в 10 раз больше, чем у самого низкооплачиваемого сотрудника. А вот на Западе ЗП исполнительного директора такой компании может быть хоть в 100 раз больше.

В принципе, в 15-м камне написано то же самое. Информация совпадает.

Также, в Гайдзине есть свидетельства, что если сотрудник заболел физически или умственно настолько, что больше не способен выполнять работу - его всё равно не увольняют. Рядом с автором работал сотрудник с нервным расстройством, который только и делал, что находился в библиотеке, потому что у него немного поехала крыша, и работать он уже не мог. Но увольнять его было бы не этично, т.к. он был совершенно безвреден.

В 15-м камне написано то же самое. Неспособные справиться с работой просто читают журналы или занимаются чем угодно.

Также, обе книги сходятся в том, что в японской компании вообще нет никаких корпоративных интриг. А в западных компаниях их огромное количество.

Бюрократия и снобизм

Секрет японцев в том, что они не делают доклады о работе, а работают

Всегда подозревал, что это ложь. Вообще, литература про японские производственные системы дает понять, что отчеты японцы пишут, и пишут их очень много. И что вообще у них прорва контроля. Так что Друкер не прав. Это просто красивая фраза.

Вот история про велосипеды. И после нее кто-то поверит, что японцы не делают доклады о работе?

Автора бесила толкучка в поезде, и он решил ездить на работу на велосипеде. Его сослуживец сказал, что это право нужно согласовывать в отделе кадров, т.к. компания отвечает за сотрудника, и если в пути на работу с ним что-то случится, то компании придется выплачивать компенсацию. Поэтому они и беспокоятся о том, как ты добираешься. Пока логично.

Автор был возмущен и решил добираться на велосипеде ни с кем не согласовывая, а оставлять вел за воротами, где никто не видит.

Ему позвонили из отдела кадров на второй же день и сказали, что он без разрешения добирается на велосипеде, а это против правил. Как-то прознали.

В общем, он подал прошение на разрешение добираться на велосипеде и парковать его внутри завода. И ему это таки одобрили. К разрешению выдали наклейку на руль, чтобы охранники завода могли удостовериться, что ему официально разрешено приезжать на работу на велосипеде. К наклейке прилагались правила пользования велосипедом (некоторые пропускаю):

  1. Ваше парковочное место для велосипеда под номером 23.

  2. Не пользуйтесь велосипедом во время рабочего дня ни при каких условиях.

  3. Удостоверьтесь, что у велосипеда есть передняя фара, задний отражатель, звонок и упор, а также передний и задний тормоз исправны.

  4. Вы должны проверять вышеназванные предметы и предоставлять отчет вашему начальнику в конце каждого года.

  5. Велосипед может быть проверен администрацией.

  6. Неподчинение правилам может привести к запрещению передвижения на велосипеде до работы.

Я вижу огромную забюрократизированность (не говорю, что плохо). Где тут "работают, а не делают доклады"? Тут доклад даже о собственном велосипеде. Да и без примера с велосипедами в книге есть много свидетельств того, что японцы делают огромное количество ответов и докладов о работе. Автор в больших подробностях описал несколько видов докладов о работе, а также немало внимания уделил и их бесполезности. Вот цитата:

"Я ненавижу еженедельные отчеты. Мы должны отправлять письма всем членам нашей группы, фиксируя то, что сделали за неделю, какие собрания посетили, над какими патентами работали, какие отчеты и доклады пишем, и, что самое важное, перечислить людей из других групп, с которыми мы встречались."

Мало бюрократии и "все в основном работают" это у Илона Маска.

Японский президент компании творит безумство

Описываемые события невероятны, ведь речь про японского директора. Я предполагал, что отмочить подобное может кто угодно, но только не японец. Цитирую:

У меня всегда были проблемы с уважительным отношением к начальству, если оно этого не заслуживает, что случалось крайне редко. Но к президенту компании я стал относиться с раздражением после того, как в журнале компании появилась статья, в которой большими жирными буквами было написано:

Друзья, я разочаровался в вас.

А рядом с заголовком его ухмыляющаяся фотография.
Это случилось, когда доходы падали, а компания только начала ощущать спад десятилетия. Я думаю, что глупо было это говорить, потому что все работали, как никогда, а причина снижения доходов - в плохом управлении, неправильной политике наверху, а не внизу. Но ребята сверху обвиняют кого угодно, кроме самих себя.


Это очень странно, и бьет по самой основе японской производственной системы - по корпоративному духу, по чувству обязанности. Если сотрудники почувствуют, что упрек несправедливый, они уже не захотят жертвовать ради начальника. Японцы очень ценят извинения. Если бы директор написал "Извините, что подвел вас. Давайте постараемся преодолеть кризис вместе" - это никаким образом не ударило бы по его репутации, а превознесло бы его в глазах сотрудников как мудрого руководителя, способного признавать свои ошибки. Многие из них могли бы даже подумать, что директор преувеличивает свою вину из вежливости и самоотверженности, и надо отплатить ему за это преданностью и усердием. Ну, потому что это японцы. Эффект был бы лучше, чем от упрека. Это мое мнение.

А так я вижу, что он, скорее всего, даже не попытался найти ошибки в своем управлении компанией и был уверен, что всё делает правильно, и что так надо и дальше.

Консерватизм

- Проблема этой страны в том, что нам нельзя ошибаться. Все начальники говорят, что не нужно бояться внедрять новые идеи, но на самом деле они хотят избежать риска.
- Это проблема компании Мицубиси. Если есть выбор между тем, чтобы потратить пол года на новую идею, которую никто не воспримет, или год на всем известную, но зато понятную каждому и всеми одобренную, то я знаю, какую выберу. Никто не скажет ни слова, если стандартная идея не принесет результата, но если провалится новая, то вам будет очень сложно оправдаться.


Автора и еще одного человека повышают

- У вас новые обязанности. Вы не только должны заботиться о младших сотрудниках, но и указывать направление своему начальству и быть готовыми самим стать лидерами, когда придет время. Будучи начальниками, вы должны доводить исследования до конца. Так много идей умирает в Долине смерти, расположенной между исследовательской лабораторией и производством. Наша компания зависит от идей старших сотрудников, а не только от тех, кто наверху, не только от исполнительного директора и совета директоров. Нам нужно больше, чем просто трудиться из всех сил. Нам нужно измениться, и эти изменения должны исходить от вас.

Автор:

"Нет, не должны, - так и хочется сказать. - Нет никакого смысла в том, чтобы мы что-то меняли, потому что в культуре компании принято слушаться старших. Если и возможны какие-то изменения, то они должны начаться сверху. Если мы, начальники среднего звена, выскажем мнение, которое не понравится боссам, то далеко мы не уйдем. Но если мы скажем им то, что они хотят услышать, то жизнь у всех нас будет проще."

Забастовка, организованная профсоюзом

На предприятии есть профсоюз, и членство платное - несколько процентов от ЗП.

Руководство отчего-то отказалось делать ежегодную индексацию ЗП, и профсоюз инициировал голосование на бумажках "должны ли мы совершить забастовку?". Автор проголосовал "да" только чтобы посмотреть, как это будет выглядеть.

В общем, большинство проголосовали "да". Во время обеденного перерыва забастовщики собрались на стоянке и главный заводила сказал, что если руководство не выполнит индексацию, то забастовка начнется через 3 дня в 8:30.

Автор пишет, что забастовки тут - редкое явление. И старожил сказал ему, что всё это идёт к тому, чтобы спустить всё на тормозах, т.к. и руководству и протестующим проще сидеть в теплой воде, чем выходить на мороз. То есть, никто не способен на серьезный протест.

В итоге через 3 дня объявили, что всем подняли ЗП на 1,2% и поэтому забастовка отменяется.

Нет слов. Членские взносы в профсоюз больше, чем эта сумма.

Потом предстояло еще ежегодное столкновение между лидером профсоюза и высшим руководством компании, но лидер постоянно менялся и на этот раз от профсоюза попросили выступить автора, т.к. все остальные начальники его уровня уже побывали в этой роли ранее.

Всё это было достаточно притворно. Персонал подавал свои вопросы в профсоюз, но они внимательно подвергались цензуре, и по-настоящему неудобных вопросов руководству задавать было нельзя. Можно было сказать, что руководство заранее обозначило темы, по которым ему можно было задавать вопросы.

По заданным вопросам проблемы особо не решались, но автор всё же признает, что это было не на 100% бесполезно, т.к. путём хитрых формулировок ему удавалось добиться от руководства кое-какой информации по интересующим темам, а также ему удавалось обратить внимание руководства на важные для персонала проблемы.

Почему уволился

Во-первых, упёрся в "стеклянный потолок", то есть его не повышали там, где он заслуживал и подходил на должность лучше всех.

Во-вторых, бюрократия только усилилась, и его это задолбало:

"Всё стало еще более снобистским. В наших расписаниях должно быть обозначено, сколько времени сы проводили за уборкой офиса, принимали участие в патрулях безопасности, слушали общественные объявления или ободрительные речи босса, проводили на кофе-брейках, курили, посещали больницу компании, ходили в туалет и даже тратили на написание этих расписаний."

Он уволился и стал консультантом.

Оценки:
Повышение общего кругозора: 3/5
Практическая польза: 2/5
Драйв при прочтении: 3/5

Также по теме:

"Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира", Джеффри Лайкер

"Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний", 1985 г., Масааки Имаи

"2-секундный Лин. Как вырастить персонал и весело создать Лин-культуру", Пол Эйкерс

А вот тут вообще страх и ужас - китайский менеджмент глазами американца: "Плохо сделано в Китае", Пол Мидлер




Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments