Денис Демахин (denis_demakhin) wrote,
Денис Демахин
denis_demakhin

Categories:

КЕЙС: Внедрение системы 5S на производстве со сдельной оплатой труда

На производстве бань, для которого я разрабатывал чертежи и инструкции, хоть и есть очень развитая технология работы, и у каждого рабочего свой шкафчик, всё равно у собственника компании гнетущее ощущение повсеместного беспорядка, которое создает ему боль. Хотя, за поддержание порядка людям и так уже платят (входит в рабочие нормы отдельной строкой), по факту это не выполняется, т.к. это время можно же потратить на изготовление продукции, раз работа полностью сдельная.

То есть, как я и писал здесь, в условиях свободы, рабочие чаще всего предпочитают исступлено производить результат, а не заниматься порядком на производстве.

В этом и главная сложность этого кейса. Сдельная оплата труда.

Численность рабочего цеха 12 человек (без разъездных монтажных бригад).



Цель - избавиться от боли от созерцания разбросаных вещей. Повышение производительности - это лишь приятный возможный побочный эффект. Бонус, которого может и не быть. И его в любом случае никто не станет пытаться измерить.

Методы достижения результата, предложенные заказчиком

Последовательность по шагам:


  1. Пройти по рабочим местам и разработать стандарты рабочих мест. Своим взглядом определить, что там еще можно улучшить.

  2. В максимальной степени стандартизировать рабочие места: чтобы стандарт был максимально один на всех и все его придерживались.

  3. Сказать всем: "Никто зарплату не получит пока не приведет свое рабочее место в соответствие со стандартом!".

  4. Разработать чек-лист для аудитора.

  5. Нанять стороннего аудитора, какого-нибудь военного на пенсии, который будет 6 раз в месяц в совершенно непредсказуемое время приходить на производство и делать аудит. Результаты аудита будет отдавать собственнику, который будет сам принимать решения.

Мое мнение

В целом - план выглядит кошмарно. То, что в этом плане нет пункта "обучение персонала системе 5S" - не потому что я забыл его написать, а именно потому что его там целенаправленно нет! Так задумано заказчиком. Этот пункт он исключил сам. А зачем оно? Требования разработаны специалистом. Исполняйте требования, иначе - секир башка. Проводить обучение - значит надолго оторвать людей от работы. А заказов-то полно.

Логика железная. Однако, она полностью отрицает совершенствование, а также порождает отторжение, неприязнь. Получается казарма-казарма. Я, в принципе, за казарму, но не за казарму-казарму. Я всегда склонен сотрудников изначально очень уважать, и переходить к угнетению только при оказании очень активного сопротивления или тотального равнодушия.

Зато в плане есть прекрасная мысль о том, чтобы на самом начальном этапе встроить инструмент по поддержанию системы 5S. То есть, встраивают параллельную ветку управления.

Да, это лишние затраты. Да, это должен делать мастер. Но иногда можно себе позволить такую денежную нагрузку. Может выясниться, что мастер на такую функцию не способен (он может хорошо работать и обучить работать, но осуществлять определенную долю насилия не желает или не может в силу особенностей менталитета). А нанимать другого мастера, который может и то и это может быть по зарплате дороже, чем нанять отдельного человека на аутсорсе на 6 визитов в месяц. Почему бы и нет? Гибкое решение. И в коллективе конфликтов будет меньше. У них будет внешний враг в виде аудитора. Мастер все равно будет заставлять порядок наводить, потому что аудитор же придет.

Хотя, тут я допускаю и другие мнения.

Встречное предложение по плану:

  1. Разработать чек-лист оценки рабочих мест для аудитора (выполнено).

  2. Всех собрать и четко обозначить проблему, которую мы пытаемся решить. И эта проблема - беспорядок. Это надо обязательно объяснить, т.к. далеко не каждый в беспорядке видит проблему.

  3. Сразу всем объяснить, как их будут потом аудировать. Эта информация очень важна для внимательного усвоения обучающих материалов и для активного задавания вопросов в процессе обучения.

  4. Провести обучение по системе 5S. Всех вовлечь энтузиазмом и доброжелательным отношением.

  5. После обучения предложить 2 возможных варианта: или каждый из рабочих вместе со мной делает себе классный 5S, также мы пытаемся сделать всё максимально стандартным везде, где это получится. Или мы приступаем к безотказному железобетонному плану от заказчика. По-моему, выбор очевиден - надо выбирать мой вариант. Если 5S будет классный - рабочему будет значительно проще его поддерживать, и он сам захочет его совершенствовать.

  6. Рабочие наводят у себя порядок, после чего я прохожусь по их рабочим местам индивидуально и советую что-то. Происходит совместное обсуждение, как сделать оптимально.

  7. Совместное обсуждение мест для унификации между разными рабочими местами, чтобы стандарт был как можно более универсальным.

  8. Печать этикеток с названиями мест хранения. Выдача. Расклейка.

  9. Разработка стандарта, по которому аудитор будет выполнять свои проверки. Его можно сделать "в лоб" в виде фотографии рабочего места и графика уборки. Мне это не нравится т.к. это очень затрудняет совершенствование. Рабочее место становится негибким. Кроме того, кто будет без меня вносить эти изменения? Я хочу изобразить нечто более изящное, что пока что весьма туманно вырисовывается в моем сознении. Нечто в роде одностраничного перечня из 10-12 правил, которым должно соответствовать каждое рабочее место "Каждому предмету отведено собственное место хранения. Каждое место хранения подписано. Отсутствуют предметы, для которых не предусмотрено место хранения. Нет недостающих предметов." Что-то такое.

  10. Обучение аудитора мной прямо в цехе.

Что было дальше



Собственник ни в какую моих аргументов не принял.

Еще я предложил назначить символический приз за лучшее рабочее место по итогу (чтобы было как соревнование), но получил ответ, что порядок на рабочем месте - это обязанность.

И я решил действовать так, как хочет он, и посмотреть, чего я смогу добиться в этих рамках. Хоть я и считаю, что это изначально неправильно. Многие консультанты на этом этипе просто отказались бы начинать проект.

Я изучил все рабочие места, всё профоткал, и вознамерился составить единый стандарт на все рабочие места разом.

В итоге разработал вот такой простейший стандарт, по которому рабочие места должны быть изменены (без моего присутствия) и позже по нему и должен производиться аудит (с помощью чек-листа).

Заказчик стандарт принял и передал в работу, но у меня он, конечно, гордости не вызывает. Такое мне не свойственно, тут нельзя смотреть в процессе, как оно продвигается. Нельзя направлять этот процесс. Смотреть, как поняли обучение и дополнять недостающей информацией.

С точки зрения бюрократии: оформлял намеренно проще некуда, т.к. не хотел плодить сущее сверх необходимости. Стандарт максимально простой, чтобы не пугать сложностью и громоздкостью.






Что было дальше

Заказчик использовал разработанные документы, и силком заставил рабочих навести порядок в соответствии с ними. Но, как я и думал, как только он покидал производство, беспорядок начинался вновь.

Беседы с персоналом ни к чему не приводили. Когда он высказывал персоналу свое возмущение, те просто молчали как дети, которых ругают. Или же говорили, что результат же производится, а значит беспорядок - это ОК.

Вот такая бирюза.

Теперь собственник вознамерился исполнить свою же задумку: нанять "чекиста с пистолетом", который будет следить за исполнением стандартов. Пока еще не может подобрать сотрудника на эту должность.

Посмотрим, что будет дальше.

Что было дальше (обновление на 15.03.20)



Порядок был достигнут только половиной сотрудников, а вторая половина была уволена. Вот такой всплеск кадровой текучки.

Это решительная мера от собственника, которая показывает высокую степень его приверженности делу развития компании. Готовность уволить за несоблюдение 5С - это положительный маркер для развития компании. Хотя, большинство простых работяг скажут, что это безумие. В компании по производству батутных арен собственники на такое так и не согласились. До последнего считали, что заказы важнее. Что функция рабочих на работе - создавать ценность, а не порядок.

В целом, обе компании на данный момент весьма успешны.

Посмотрим, как события будут развиваться дальше. Удастся ли сформировать команду, которая будет всегда соблюдать 5С при сдельной оплате труда.

И вышло видео спустя год. На нем дальнейший прогресс.



Альтарнативная точка зрения

Нанять в штат низко-оплачиваемого наводильщика порядка. Чтобы не отвлекать высоко-квалифицированых рабочих. Предложение было подано сотрудниками. Собственник отклонил это, объяснив тем, что если вы будете знать, что кто-то за вами должен убирать, вы будете еще больше бросать всё под ноги и плевать на пол. Дисциплина упадет еще сильнее.

Я тоже против этого предложения, т.к. это расхолаживает персонал. В такой инициативой никакого воспитания, никакой культуры. Создается не порядок, а только имитация порядка, т.к. не наводится порядок в голове.

Что еще почитать

Повышение производительности ремонтного участка

Как повысить эффективность офисной работы (Система 5S в офисе)

Система 5S на местах с непредсказуемой работой





Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments