Денис Демахин (denis_demakhin) wrote,
Денис Демахин
denis_demakhin

Обзор "Рекрутинг это драйв. Практическое пособие по подбору персонала" Чердакова, Литвак



Хотел прочитать первую попавшуюся книжку по HR, и самую известную из них "Как оценить человека за час" от Ивановой - читать не стал, т.к. начало было очень занудным.

А вот эта книга и вправду какая-то драйвовая, читается очень бодро.

Авторы:



Вообще, Михаил Литвак мне не нравится. Настолько, что я даже хотел как-то раз написать мощную статью про его заблуждения и плохие поступки на тренингах, однако мотива мне на это не хватило, т.к. там надо трудоемко собирать его цитаты с тренингов, которые я слушал в аудиоформате по пути на работу. И всё равно так же круто как у TrashSmash по поводу Савельева ни за что бы не получилось.

Хорошо, что книгу про рекрутинг пишет в основном Чердакова, а она работает директором рекрутингового агентства, и свое дело, похоже, знает. Фамилия Литвака на обложке в 2 раза крупнее, чем у Чердаковой. Это, судя по всему, из-за того, что он более известный, т.к. по прочтении я вижу, что его фамилия крупнее не потому что он в эту книгу больше вложил.

Книга писалась как учебник для вузов

Сначала я скептично отнесся к этому утверждению, но в процессе прочтения пришел к выводу, что это действительно так. В книге дана именно подробная технология, и по ней можно открывать новое рекрутинговое агентство, создавая Чердаковой конкурентов. В книге не туманные рассуждения, а именно что инструкция. Как выкладывать объявления в интернете, как их обновлять. Дана рыба договора, скрипты разговоров, последовательность действий, список вопросов, которые нужно задавать и отмечать галочкой. И несколько раз написано, что если вы не получили галочку напротив хотя бы одного вопроса (забыли задать его), ТО ВЕРНИТЕСЬ И ЗАДАЙТЕ ВОПРОС.

Надо признать, что вопросы даны действительно с приложением головы. То есть такое рождается, когда усилием воли выбрасываешь из головы все лишние мысли как ворох бумахи со стола и задаешь себе один вопрос "Какие критерии для них НА САМОМ ДЕЛЕ важны в кандидате?". То есть не те, про которые они написали для приличия, а на самом деле.

И там много таких вопросов, именно бьющих в самую суть. Пытающихся выяснить истину. То есть ни разу не "формальный подход". За это прям уважение.

Немаленькую часть книги занимают скрипты как делать шпионские звонки, выдавая себя за другого человека. Я тоже играл в эти игры, когда работал в продажах. Это было даже очень весело: разными методами вычислять шпионов и сообщать им заведомо ложную информацию (а не просто обрывать общение или ругаться). Кайф.

Энергия

Книга написана каким-то необыкновенно легким языком и нашпигована эмоциями. В нее встроено много каких-то абсолютно бессмысленных историй, но вызывающих, однако, интерес читать дальше. Вот одна из них. Обычно в вузовских учебниках такого не встречается:

Нам заказали какого-то специалиста. Уж не помню куда. На объявления никто не откликался. Здравый смысл подсказал, что надо поискать у конкурентов. Конкурентов я нашла. Спомошью психологического приема установила хороший контакт с руководителем одной из фирм по телефону. И пришла к ней на встречу. И прямо у нее в кабинете вывалила не только кто я такая, но и не хочет ли она поделиться своими кадрами для того, чтобы у их конкурентов (т.е. Наших клиентов) лучше шел бизнес.
Белая от возмущения директор сначала выпила при мне 50 граммов валерьянки, почти не разбавляя, а потом с помощью охранника выперла меня за дверь. С треском. И я, понимая, что сделала какую-то глупость, но все равно не понимая какую именно, от обиды к такой «несправедливости» около часа рыдала у них под забором. Так вот, друзья, так переманивать и охотиться за головами не надо.



А вот классные цитаты:

Кстати, работодатели на вакансии, связанные с продажами, где большая часть зарплаты завязана на результат самой торговли сотрудника, очень любят кандидатов из других городов, которые снимают квартиру. Очень охотно рассматривают кандидатов с кредитами на машины и прочее. Многие работодатели хотят в качестве кандидата молодую разведенную женщину с ребенком. Почему? Потому, что ей отступать некуда.

Вам нужно 50 рабочих. Ваша задача обеспечить общежития с душевыми, туалетами, кухней или столовой. Обеспечить доставку к местам работы. И уровень зарплаты чуть повыше, чем если для местных рабочих, чтобы им интересно было ехать из других городов. И объявить об этом «организованному потоку соискателей». И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ВЕСТИ С НИМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАЗЪЯСНЕНИЙ И УГОВОРОВ. Почему? Нормальные рабочие, привычные к такому характеру работы, знают сколько стоит их кусок хлеба. Они сразу сами прикидывают – выгодно ли это и сопоставимо с заработками в других местах. Если вы с ними ведете себя слишком вежливо и услужливо разъясняете прелести предприятия, у них реакция будет совсем иная, чем у ТОПа или ИТРовца. Одна моя коллега, которая занималась как раз рекрутированием рабочих сказала: «Если я с ними раньше начинала вежливо разговаривать, то видела у них сразу недоверие в глазах. И я прямо могла прочесть по лицу, что они думают, буд-то какой-то подвох в работе есть. Заманивают. Задуривают их брата. Я пока сообразила что к чему – потеряла кучу кандидатов. Сейчас разговариваю резко и четко – гораздо больший приток.»

Как проходить собеседование



Я читаю эту книжку потому что всегда стараюсь узнать, как работает система целиком, с точки зрения всех задействованных сторон. Да и приходилось искать и нанимать людей.
Но предполагаю, большинству моих друзей интересно знать только то, как проходить собеседование, а не как раскинуть сети хэдхантинга. Поэтому об этом и напишу поподробнее.

Первое и самое главное

Постоянно стремиться повышать свой профессионализм.



Как это делать: ни для кого не секрет.

  • Хорошо работать на протяжении рабочего дня.

  • Читать профессиональную литературу.

  • Вариться в профессиональной среде.

  • Посещать профессиональные мероприятия.

  • Иметь имидж профессионала.

  • С азартом браться за интересные профессиональные задачи.

  • Заботиться о репутации.

  • Уважать других профессионалов. Обзаводиться связями, делать нетворкинг.

  • Общаться с коллегами больше на профессональные темы, чем на повседневные.

  • И много других методов.

Дальше - резюме

Резюме — это не ответ на вопрос «Какой вы хороший», и сколько много вы всего умеете. Резюме — это ответ на вопрос «Какую пользу вы сможете принести предприятию»!

Как сделать так, чтобы вас дослушали и дочитали до конца. Большинство резюме (коммерческих предложений, технических заданий, докладных записок, объяснительных и т.д.) составлены так, что только в силу острой необходимости человек может дочитать до конца. Кстати, люди именно с конца и начинают читать, т.к. составители документов к сути вопроса добираются только когда большинство уже уснули. А в чем ошибка? В том, что они свой документ (или речь) составляют по принципу силлогизма. Сначала аргументы, а потом вывод. А человек может внимательно слушать любой текст только если тот будет составлен по принципу доказательства. Т.е. сначала вывод (что же я хочу показать в итоге), а потом и аргументы.

Вот это кстати весьма интересная мысль, которая мне в голову не приходила. Я даже взял и поменял местами некоторые блоки в резюме.

Собеседование

Помните, что первые 30 секунд вашего интервью имеют решающее значение. Вы слышали выражение: "У вас никогда не будет второго случая произвести первое впечатление"? Обязательно крепко пожмите руку интевьюеру, стойте прямо, смотрите ему в глаза и УЛЫБАЙТЕСЬ. Не садитесь, пока интервьюер не пригласит вас сесть.
Когда интервью начнется, не отводите взгляд, поддерживайте контакт глазами, следите за ходом его мысли, а если вы не поняли вопроса или вопрос недостаточно конкретен, попросите менеджера переформулировать его или спрашивать более конкретно.

(Если причиной приглашения на интервью было резюме кандидата) Будет хорошо, если в начале интервью вы спросите менеджера. Что именно в вашем резюме заинтересовало менеджера и он решил выделить время для встречи с вами.
Можно также в начале интервью попросить менеджера рассказать о работе, таким образом во время интервью вы будете соотносить свои ответы о прошлом опыте с той ролью, которая предположительно предназначается вам.

Во время интервью очень важно:

  • Внимательно слушать

  • Называть менеджера по имени - Только не надо усердствовать с этим! 1 или 2 раза (и то второй раз вряд ли)! Я не знаю, от кого это пошло, от Дэйла Карнеги что-ли, но когда какой-нибудь менеджер по продажам через фразу повторяет мое имя, то это БЕСИТ. Это приторно, неприятно, фальшиво. Хватит учить менеджеров этой гадости. Я не хочу с ними разговаривать из-за этого. Пусть они просто говорят, что им от меня надо.

  • Следить за реакцией интервьюера

  • Спокойно делать короткие записи

  • Отвечать на вопросы прямо и конкретно, не допускать длинных пауз.

  • Описывать свои достижения в количественных параметрах - при всякой возможности называть проценты и суммы.

  • Демонстрировать уверенность в своих достижениях (вы продаете свой самый ценный товар). Во время интервью забудьте о том, что вы профессионал в своей области, во время интервью вы - коммерсант.

  • Выказывайте заинтересованность в потребностях нанимателя.

  • Любую фразу с отрицанием заканчивайте позитивом. На вопросы о том, выполняли ли вы какую-либо конкретную работу или есть ли у вас какой-то конкретный опыт, не отвечайте односложным "нет". Конечно, говорите правду и признайте, что таких конкретных знаний или опыта у вас нет, но закончите фразу в позитивном смысле, скажите: "Нет, но я быстро это освою".

Не следует:

  • Курить во время интервью, даже если вам это будет предложено. Для чего тогда это предложено? Провокация? И почему нельзя курить, если предложили? Непонятно. Нет аргументации.

  • Жевать резинку.

  • Вести себя агрессивно или вызывающе.

  • Отвечать на вопросы односложными "да" и "нет". Всегда старайтесь пояснить.

  • Спорить.

  • Терять хладнокровие и показывать нервозность.

  • Критиковать ваших бывших работодателей.

  • Подчеркивать свои недостатки.

  • Каким-либо образом показывать, что вы представляете угрозу положению самого менеджера.

  • Читать бумаги, лежащие на столе интервьюера.

Когда Интервью окончено и в случае, если вам понравилось то, что вы слышали и видели, не упустите возможности показать это менеджеру. Лучший способ поведения в конце интервью - встать, посмотреть менеджеру в глаза, поблагодарить его за потраченное на вас время, крепко пожать ему руку и спросить: "У вас есть еще вопросы относительно того, могу ли я выполнять эту работу? Если есть, давайте их обсудим, потому что я уверен, что смогу ее делать. Подходит ли вам такой вариант?" Ну, эта фраза мне совсем не нравится. Во-первых она излишняя, т.к. интервьюэр уже закончил собеседование. И так понятно, что у него уже нет вопросов, иначе он бы собеседование не заканчивал. Во-вторых, заметно какое-то давление, которое может быть неприятно.

Вообще, этим блоком про собеседование я не очень впечатлен, т.к. всё это довольно тривиально. Ни по одному пункту я не сказал мысленно "О, а вот это мысль!". Я читал разные статьи, которые были поинтереснее этого. Правда, эта книга несколько старее тех статей.

Вывод:

Это всего лишь вторая в моей жизни книга по HR. Иногда интересно копнуть куда-то в смежные области. Но если вам нужно узнать именно про то, как трудоустроиться, то у Чердаковой есть более заточенные под эту тему книги. В целом эта книга именно для рекрутеров.

Оценки:
Повышение общего кругозора: 3/5
Практическая польза: 2/5
Драйв при прочтении: 4/5

Еще книги по HR:

"Достаточно ли вы умны, чтобы работать в Google?", Уильям Паундстоун




Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments