Денис Демахин (denis_demakhin) wrote,
Денис Демахин
denis_demakhin

Бизнес-игра "Завод планёр", Версия 2.0 (Hardcore)

Как-то раз я играл в бизнес-игру "Завод планёр" и она вызвала у меня массу эмоций.

Но сейчас я пришел к выводу, что правила надо изменить. Предупреждаю, что новые правила не особо обкатаны. Изменения выдуманы на ходу мной и моим другом, и по ним играли всего 1 раз. Поэтому версию 2.0 надо выбирать на свой страх и риск. Она не для слабаков!

Причины изменения правил: В игре версии 1.0 первый раунд (выталкивающее производство) находился в очень проигрышных изначальных условиях. Там слишком много лишних палок в колеса выталкивающего производства, а это предвзято. А вот в версии 2.0 битва между производственными системами происходит в равных условиях, что гораздо более честно. И поэтому вас никто не упрекнет, что всё подстава. Ну, в том смысле, что то производство, которое моделируется в версии 1.0 - так уже никто не делает. Поэтому непонятно, что мы критикуем. Несуществующую систему, по которой никто уже нигде не работает. Поэтому выталкивающее производство в этой версии было лишено всех ограничивающих факторов.



Уровень: новичок.
Цель: агитация за бережливое производство + обучение.
Количество команд: 1

Правила
1. Цель предприятия: в течение 10 минут (это 15 секунд х 40 самолетов) отгрузить в срок 40 самолетов трех разных цветов в соответствии с заказами Клиента.
2. Клиент заказывает по 1 самолету каждые 15 секунд. Самолет должен быть отгружен в течение 15 секунд с момента получения заказа. Поэтому хронометрировать нужно каждый самолет по отдельности. Нельзя просто общее время разделить на количество произведенных самолетов, т.к. тогда все самолеты могут попасть под штраф опоздания. Если считать каждый самолет отдельно, многие из них не попадут под штраф. Разница в деньгах.
3. Самолеты трех цветов:

  • Белые

  • Оранжевые

  • Желтые

4. Статус заказа Клиента:

  • Отгружен в срок (15 секунд)

  • Отгружен с опозданием

  • Не отгружен

  • Бракован

5. За 1 полностью годный самолет Клиент платит 1 000 р.
6. Штраф за самолет, отгруженный не в срок: 100 р. (но 900 получает)
7. Штраф за самолет, который вообще не было отгружен: 200 р. (только минусуется и ничего не получает). То есть, мы не только ничего не заработали. но и получили штраф. Потому что не надо брать заказы и не мочь их выполнить. А по условиям задачи мы подписали договор на 40 самолетов.
8. Штраф за самолет, в котором Клиент нашел дефекты 500 р и он не оплачивается (потому что самолет разбился на испытаниях). ОТК пусть бдит.
9. Производство и транспортировка материалов, полуфабрикатов и готовой продукции производится по 1 штуке.
10. На начало Раунда 1 на участках и складах находится по 1 единице изделий одного цвета. Где какой цвет в начале будет лежать - определяет Директор. (Лист заказов ему не показывать!)

Роли

  1. Клиент (он же ведущий или коуч). Проверяет каждый самолетик. Поэтому делать нужно аккуратно. Клиенту нельзя посталять плохие самолетики, т.к. плохие он не принимает. Для этого вам ОТК.

  2. Директор. Он руководит, что куда перемещать. (эту партию с участка 1 на участок 2. Эту партию можно отгружать клиенту). Без него не делаются никакие перемещения, даже если все и так знают, что кому делать. Он же определяет перед началом первого раунда, какого цвета партии незавершенного производства разместить на каких участках. А еще директор определяет, какого цвета сырье закупать в процессе раунда.

  3. Поставщик. Он ничего не делает, скучает, выдает листы (может быть хронометристом). Директор определяет, какого цвета листы у него покупать. Можно и без него. Просто будет склад листов, из которого их берет первый рабочий.

  4. Рабочий участка 1. Выполняет работу по стандарту и передает ОТК.

  5. ОТК участка 1. Если ОТК обнаруживает, что рабочий сделал свою часть неправильно, то возвращает ему на переделку. Если переделать не получается, то эта деталь идет в брак. ОТК сами не исправляют брак.

  6. Рабочий участка 2

  7. ОТК участка 2

  8. Рабочий участка 3

  9. ОТК участка 3

  10. Рабочий участка 4

  11. ОТК участка 4

Раунд 1: Моделирование выталкивающего производства
На предприятии применяется централизованное планирование (всем вручную руководит директор), изделия изготавливаются по 1 штуке, транспортировка изделий между участками производится также по 1 штуке. Самолеты нужно проверять, т.к. если самолет не удовлетворяет требованиям контроля качества, то клиент налагает дополнительный штраф.

Перед началом, нужно разместить на каждом из участков незавершенное производство - по 1 полуфабрикату, характерному для данного учатка.

Стандарты для рабочих участков:







Последовательность заказов произвольная. Например такая:




Стандарты для ОТК участков:









В первом раунде пусть все работают сколько хотят. Если сделали быстрее, чем сосед успел обработать - кладите рядом. Это запасы. Или притормозите. На свое усмотрение. Накопятся запасы или нет - ваша задача максимальный коммерческий результат.

Внимательно изучите файл расчетов. В нем видно какие данные вам нужно будет посчитать чтобы внести их в файл. Например: количество НЗП на каждом участке.

Коуч должен следить, чтобы игроки не мухлевали.

Спорные моменты:

Если у рабочего скопились НЗП разных цветов, то он может выбрать какой цвет делать дальше. То есть последовательность можно нарушить. А иначе зачем запасы?

Исправлять брак можно, но это риск. Исправлять могут только рабочие. ОТК не может.



Раунд 2: Разработка производственной системы на базе принципов бережливого производства
Моделирование новой схемы. В ходе придумывания новой схемы лучше временно разделиться на 2 команды и каждая разрабатывает свой вариант схемы. Потом объясняют и и выбирается лучшая, по которой потом и играют второй раунд. Раунд длится тоже 10 минут (это 15 секунд х 40 самолетов).
Как разработать крутую линию я знаю, но тут пока не пишу.. Команда должна додуматься до этого сама. В этом смысл. Можно менять состав участников. Можно перераспределять задачи между операторами чтобы выровнять загрузку.

Для вдохновения можно почитать это: Что такое бережливое производство, LEAN и Toyota Production System - простыми словами, с нуля

Если будет совсем тяжко - напишите мне и я проконсультирую.

Последовательность заказов произвольная. Например, такая:



Последовательность проведения

Раунд 1
1. Инструктаж;
1.1. Цель игры;
1.2. Раунды;
1.3. Правила игры;
1.4. Показатели;
1.5. Экономика;
2. Раздать роли;
3. Расставить участки;
4. Распределить сотрудников по участкам;
5. Инструктаж, кто, что делает;
6. Хронометраж - крестик;
7. Создание незавершенки;
8. Инвентаризация незавершенки;
9. Проведение раунда;
10. Расчет;
10.1. Подведение итогов;
10.2. Инвентаризация НЗП;
10.3. Инвентаризация брака;
10.4. Расчет показателей;
11. Краткая инструкция по раунду 2 – что будем делать;

Раунд 2
1. Инструктаж;
1.1. План раунда;
1.2. Вчера;
1.3. Заказчик готов разместить еще один такой же заказ: 40 самолетов, 10 минут;
2. Групповая работа. 2 группы. 20 минут – подготовка. 10 минут – доклад;
2.1. Цели по улучшениям – обращение к аудитории;
2.2. Задание: Сохраняется технология (чертежи), требования Клиента. Необходимо предложить организацию труда по Бережливому производству: расстановка рабочих мест, численность, система управления и т.д.
3. Подготовка;
3.1. Расстановка столов, таблички, канбаны, НЗП;
3.2. Инструктаж, кто, что делает;
3.3. Хронометраж - крестик;
4. Проведение раунда;
5. Расчет;
5.1. Подведение итогов;
5.2. Инвентаризация НЗП;
5.3. Инвентаризация брака;
5.4. Расчет показателей;
6. Итоги можно оформить в виде VSM, карты потока создания ценности.



Показатели предприятия

  1. Удовлетворенность Клиента;

  2. Выручка;

  3. Прибыль;

  4. Выработка на 1 сотрудника;

  5. Численность;

  6. Срок выполнения заказа;

  7. Незавершенное производство;

  8. Качество.

Материалы к игре
1. Рабочие инструкции участков и ОТК;
2. Линейки;
3. Секундомер;
4. Цветная бумага А4;
5. Цветная бумага маленькая – заказы;
6. Ножницы;
7. Секундомер;
8. Файл – расчет показателей.

Как делать хронометраж

Нужно хронометрировать каждый самолет отдельно. Клиент заказывает каждые 15 секунд по самолету и через 15 секунд к нему должен поступить самолет того цвета, который он заказал. Если вовремя - галочка. Если с опозданием - крестик. То есть каждый раз засекать 15 секунд, и ждать, получите ли тот самолет, который ждете. И отмечать в листе. Это просто.

А вот "Время от материалов" - это время от момента заказа до момента отгрузки. Его нужно знать в основном для интереса, на деньги он не влияет. Замерить его сложнее.

Лайфхак: чтобы было удобнее засекать время, можно установить приложение "Tabata timer". Каждые 15 секунд он говорит "красный", "белый"..



После этой игры теоретические знания зайдут в ваших сотрудников как вода в сухую землю! Они будут вовлечены и сопротивления не будет. Пример с самолетами будет объяснять почти всё.

Скачать файл: https://cloud.mail.ru/public/NJAn/uUBzuGB1W

А какие правила были в версии 1.0?

Всё то же самое, но в раунде 1 на каждом участке работали партиями по 5 штук одного цвета, и передача между участками выполнялась тоже партиями по 5 штук. Это дает более впечатляющий контраст по результатам, но способно впечатлить лишь новичков.

Если всё еще что-то непонятно - пишите мне вопросы. Я допишу это в заметку.




Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments